ROCK@RU: русский рок и непопса

О Саш Баше, о Кинчеве, о себе, о жизни. Святослав Задерий

Святослав "Алиса" Задерий - музыкант, певец основатель гр. "Хрустальный Шар" "Алиса", лидер гр. Нате. Нами использован фрагмент ненапечатаной книги С.З. "О СашБаше, О Кинчеве, о себе и о жизни".


(отрывок - окончания, начало см. в Забриски Rider'е с глазом на обложке)

    Была такая история. Я ему (БАШЛАЧЕВУ) не поверил, но он рассказывал. Он говорил, что в Сибири \\не знаю, какой это был город\\ актеры местного театра решили устроить ему концерт ночью. Там стояло чучело козла, и когда он играл "Егора Ермолаича", оно неожиданно у всех на глазах поскакало. Я, говорит, сам бы никогда не поверил, если бы не увидел это собственными глазами - козел поскакал! Надо песню эту слышать - для того, чтобы это понять.

    ...Женщины в жизни Башлачева? Настю я хорошо знал, а других девушек, которые были рядом с ним, знал мало, хотя они были. Он относился к женщинам с любовью. Но у нас выработался такой особый тип женщин - социалистический. Даже светлая женщина, находящаяся с детства в темной среде, приобретает черты темной. У Сани была очень открытая душа. Он любил повторять, что каждая проповедь хороша тогда, когда она - исповедь, и точно так же повторял, что каждое содружество хорошо тогда, когда оно - любовь. А с такого рода максимализмом очень трудно существовать. Он "снимал" с девушек, с которыми общался, ту черную пелену - своими экстрасенсорными полями, что ли, и песнями своими. Были случаи, что у пожилых женщин, уже прошедших период климакса, после его песен наступала "вторая молодость", даже чисто физически - начинались месячные. А сколько у него было женщин в "практическом" смысле, я, честно говоря, не знаю, да и глупо было бы подходить к этому арифметически. Здесь был уже какой-то другой уровень отношений, не имеющий ничего общего с совдеповскими понятиями "аморальности".

    Помню, когда мы были в Сибири, сибиряки как мужики хозяйственные познакомили нас там с двумя девушками, которые помогали нам существовать, - Лена и Яна. Девушки как девушки, достаточно нервные, энергичные. Как-то в один прекрасный день они исчезли вместе с Сашей - уехали на дачу. Я остался один развлекать сибирскую тусовку - ну, об этом я уже упоминал. Они все объявились через несколько дней, такие спокойные, притихшие...

    Потом прошла еще пара лет, объявилась у нас группа "Гражданская оборона". Я пришел к ним на концерт, смотрю - стоит на сцене девка. То, что они играют, музыкой назвать трудно, но энергия идет в чистом виде, сумасшедший драйв на двести двадцать вольт. Это была та самая Янка. Не знаю, какую роль сыграл Саш-Баш в ее судьбе, но, судя по результатам...

    А если он говорил, что " у него на небесах есть девушка, которая помогает ему писать песни", - то, я думаю, что это была девушка метафорическая. Имя ей - Любовь. Он был всегда склонен образ превращать в реальный персонаж. Мало того, что он сам превращался внутри него, - он образ делал реальным.

    Теперь многие задают такой вопрос - как же мог Саш-Баш покончить с собой, ведь он был очень светлым человеком, умеющим поддерживать других людей вокруг себя.

    Мы с Костей после того, как это случилось, засели на два дня вдвоем - пили, пытались воспроизвести эту ситуацию, пытались представить себе, как это могло произойти. Как это произошло - мы сумели понять, но вот - почему...

    Я все-таки думаю, что самоубийством это не было - по крайней мере, самоубийством в классическом виде. Я склоняюсь к мысли, что тут виноваты грибы. В последние годы в питерской тусовке это увлечение было очень модным - впрочем, мне кажется, теперь оно идет на спад. Грибы - исконно русский наркотик: на Руси ведь никогда не было химических наркотиков, не было опиума, гашиша, но скоморохи издревле "торчали" на мухоморах. Ни к чему хорошему, как правило, это и тогда не приводило. Наркотики вообще сначала дают иллюзию "расширения сознания", но это очень опасный путь, на нем многие гибнут - гибли на Западе, среди рок-музыкантов, и у нас... Я знаю, что в последнее время перед смертью Саш-Баш очень активно общался с одной девушкой, которая, так сказать, как раз поощряла распространение этого увлечения. И грибы действуют на психику очень странным, непредсказуемым образом - особенно на такую восприимчивую психику, какая и была у Саши. Могут подтолкнуть к самым невероятным действиям. Мне кажется, ему в тот момент показалось, что он сможет полетать. И он полетел.

    Приятели, ночевавшие у него в квартире, рассказывали, что он начал будить их в восемь утра со словами:" Смотрите, солнышко восходит, пойдемте-ка в баню...". Ему сказали:" Да ты с ума сошел, такая рань, какая сейчас баня?". Он будил их через какое-то время опять - снова с тем же предложением. А потом они проснулись часов в двенадцать, Женя Каменецкая подошла к окну и увидела уже только кровавое пятно внизу, на снегу. Тело уже убрала милиция. В квартиру не поднимались, потому что не смогли сразу вычислить, откуда же он упал - дом-то высотный, многоквартирный.

    Проводятся сейчас многочисленные концерты, сейшены памяти Башлачева. Я к таким мероприятиям отношусь ни плохо, ни хорошо - никак. Наверное, это нормально. Но мне это ненужно как-то - я просто храню его в сердце, как своего брата. И все.

    Через какое-то время я написал ему письмо. Туда, где он сейчас находится. Говорят, самоубийц пятнадцать лет на небо не пускают - так что, возможно, он еще находится где-то среди нас. И когда о нем вспоминают, поют его песни, то как бы "подкачивают" его своей энергией. Но это, конечно, может, только фантазия моя - не знаю.

    Это не было песней, посвященной памяти Башлачева, а просто письмом ему.

	
Ты был разведчиком солнца во всех городах,
Они нашли тебя мальчиком, знавшим дорогу наверх.
Чтоб вернулись все птицы,
             которых не слышал никто никогда,
Ты должен отдать им  свой звон, заклинанья и смех.
Двадцать пять - это зона любви,
                двадцать семь - это вышка.
Солнце входит в две тысячи нищих, больных
                                    городов...
Чело Века в наказ
          как субстанцию, данную нам в ощущеньях,
На двенадцать апостолов-струн
                            оставляет любовь.
Каждый поэт  здесь  богат, как церковная крыса:
   Сотни бездомных детей - невоспитанных слов...
   Но  если небо - в крестах...
              то дорога мостится
   Битыми
        черепами
               колоколов.
   Ах, эти песни-сестренки,
             ах, колокола-колокольчики,
   Над хрипящей тройкой, даль - око сияющей зги...
   Только лед на виски...
            и под марш примитивных аккордов
   Принимайте парад на плацу всероссийской тоски.
   Кто соревнуется с колоколом в молчаньи -
   Тот проиграет, оглохнув под собственный крик,
   Счастливой  дороги, Икар!
   Когда  им  в  раю станет жарко
   От песен -
   Ты новым отцом возвращайся к нам на материк.
   Синий лед отзвонит нам дорогу весеннею течкой.
   Мы вернемся в две тысячи нищих больных городов.
   И тебя поцелует
                 красивая черная ведьма
   В улыбку ребенка
                  под хохот седых колдунов.
   Мы пройдемся чертями по каменной коже Арбата,
   Пошишкуем в лесу да попугаем бездарных ворон...
   ...Только кровь на снегу...
                 земляникой в февральском лукошке -
   К нам гражданская смерть
                 без чинов, орденов и погон.
   Ты был разведчиком солнца во всех городах.
   Они нашли тебя мальчиком,  знавшим дорогу наверх.
   Чтоб вернулись все птицы,
                 которых не слышал никто никогда, -
   Ты должен отдать им свой звон,
                  заклинанья и смех.
   Впрочем, это песня - и ее лучше слушать, 
                                     а не читать.
   ...Счастливой дороги, Икар.
	
	

    Есть в Питере знаменитая история о котельной по имени "Камчатка".
    

    Однажды Сергей Фирсов обратился с разговором к некоторым музыкантам рок-клуба по поводу Очень Выгодной Работы. Дело в том, что как раз в тот период угроза безработицы нависла над Санкт-Петербургом, как черная туча над Уфой. Он предложил: делать, говорит, там ничего не надо, два раза подкинул уголь и пошел. Отапливать женское общежитие. И набрал гвардию. Работали там Цой, художник Олег Котельников, Саш-Баш - не в натуре,а,что называется, "на подвесе", заменяя других, - Начальник и Фирик. И - мы заступили на работу.Сначала, пока было тепло, все действительно было хорошо - делать и впрямь почти ничего не нужно. Закинешь лопаточку-другую и, если нет никого, садишься за гитарку, либо за книжку, либо за перо, либо за чаек-сахарок, либо за сальце с хлебушком, либо вообще - спишь просто, как Емеля на печи. С утра просыпаешься - и домой пошел. Опять же гости - приятели, оттяжки. Собственно говоря, группа "Нате" начала репетировать прямо в котельной. Мои борзые парни притащили туда колонки и там начали играть.

    И все бы хорошо, но потом начало подмораживать. Потихонечку-полегонечку, но начало. А дело в том, что друзья-то приходят, Петроградская - место центральное, если засидишься, в крайнем случае, потом можно пешком дойти. Тот же Саш-Баш приходит к нам, смотрит - гости сидят. А там американцы-голландцы, водка "Смирновская", пряники, пирожки, конфетки, все песни поют, оттягиваются. Выходит иногда только кочегар за дверь, а вся остальная компания сидит себе. А там - выйдешь за дверь, и нет никого. Котлы гудят, проклятые, и нужно взять кочергой, вытащить оттуда уголь раскаленный, все прочистить - а вокруг угарный газ, как в аду, все очень люто, хотя делается это за пятнадцать минут. Условий никаких. И я еще говорил тогда: "Как вы думаете, где будет место рокера в аду? Конечно же, уголек под котлы подгребать. Опыт же есть... Ну ведь не в самих же котлах - не за что...".

    И Саш-Баш говорит Фирику: " А что это я "на подвесе" работаю? Давай я буду работать, как все". И вот проработал он одну ночь, я за ним следом прихожу в смену. Он сидит такой - с черными подводками под глазами, как у кочегаров и нефтяников, даже после того как они в душе помоются, - угольная пыль въедается. И он говорит: " Я уезжаю в Москву, я так не могу". И уехал под крылышко к своей любимой девушке Насте.

    Цой работал, как зверь, сказать нечего. Гастроли - гастролями, это дело святое, у нас так было заведено. Но приезжали с гастролей - и снова становились к котлам. Кочегар он был добросовестный - ну, кореец, одно слово.

    Уехал Саш-Баш под крылышко к Насте - остались мы без него, одинокие сотрудники зимы. Грянули тут в Питере морозы градусов под сорок пять. Люди по улицам ходили, обернув лица шарфами. Любая машина останавливалась, как позовешь - без разговоров. Денег даже не брали. Ну, далеко не везли, но если рядом - непременно.

    Я вышел однажды из котельной на улицу, где был свален уголь. Подошел к этой черной горке. А там нужно было набросать тринадцать тачек, все эти тачки загрузить в котлы, чтобы они прогрелись, потом все это вычистить, и так раза три или четыре. Я взял ломик, ударил по горке, она - дзынь! Я второй раз, она снова - дзынь! Как Медной горы хозяйка. Я воткнул ломик в снег и сказал себе:" Все, я пошел спать". Через какое-то время прибежали девочки - человека три-четыре. Говорят: "Что такое, холодно, замерзаем, котельная не работает...". Я им говорю: " Девочки, лучше приходите по одной, я вас сам буду греть, а гору эту не разрублю".

    За что и был уволен по тридцать третьей статье...


(здесь в копии рукописи что-то пропущено)

	
запахом паленого асфальта, жареных баранок, духотой улиц. Человек, который его вел, сказал ему: пойдем, я покажу тебе умных людей, они тебе расскажут то, о чем мы не говорим. "Так куда же мы денемся?". - "Денемся туда, куда нужно. Я тебя приведу". - "Ну, пойдем". Из ненаписанного сценария к неотснятому фильму.

 Это совершенно невозможно. Они взяли все
 одновременно с трех мест.  Подставили сразу три 
 точки.  Они  думали,  что  они могут сделать из
 треугольника круг, квадрат, вообще, все, что им
 угодно.  Они  думали,  что  они  всевластны над
 фигурами,  людьми, очертаниями, способностями и
 сознаниями.  Но они сделали сразу три ловушки -
 тут, здесь и там.
     Машина ехала   совершенно   спокойно.   Они
 заскочили в нее сразу  все  трое.  Кто  там  за
 рулем?  Это она,  наша девушка. Голая, красивая
 девушка с калейдоскопическими глазами.
   - Как тебя зовут? - крикнули они.
   - Любовь, - ответила она. - Успокойтесь,
              парни, я везу вас туда, куда надо.
   - Значит, ей  можно довериться, - сказали
       они и успокоились.
	
	

    P.S. Этот фильм должен был снимать Рашид Нугуманов. Мы придумывали сценарий втроем - с Доктором и Саш-Башем. Сценарий должен был писать Аркаша Высоцкий, но у нас как-то так ... не сложилось.

    Про Злату Бабу на цепочках - символ покоя - придумал Саш-Баш. А у Доктора действительно была такая ситуация - он мне рассказывал, - когда его друг разбился, прыгая в море с пирса, и он, вытаскивая его на берег, почувствовал, что его рука проваливается в мозг разбившегося.

    Пересказывая этот сюжет, я везде говорю "он". Хотя на самом деле тут три героя.


    От редакции: в полном варианте этого любопытного произведения существует еще послесловие, написанное от лица "соавтора". Мы приносим свои извинения, но журнальный вариант он и в Африке - журнальный вариант. Простора маловато... Спасибо соавтору за работу над сохранением разговорного стиля повествования.

    Выражаем благодарность рок-фотографу Олегу Беликову, без помощи которого рукопись Задерии до нас не дошла бы никогда. Ребята, живите долго!

источник: Журнал "Забриски Райдер"
http://www.zabriski.ru

Постоянный адрес статьи: http://rok.kulichki.net/groups/dyagileva/source/zadery.html

Copyright © 1998-2001 Захар Чернов
Лого © 2001 Александр Самакин