ROCK@RU: русский рок и непопса

Виктор Цой

Прежде чем вы начнете читать эту историю, хотелось бы оговориться: всвязи с тем, что почетателей таланта В.Цоя очень много, нам многие предлагали свою помощь. И в конце-концов мы прибегли к помощи юной поклонницы гр."Кино", которая любезно согласилась составить для нас эту историю. Таким образом и была составленна эта история, за что выражаем большую благодарность Ире "Алисе". А так же хочется отметить, что часть материалов о В. Цое мы получили от Татьяны "Кнопки" и за это ей больщое спасибо.

"... Все говорят, что надо кем-то мне становиться,
А я хотел бы остаться собой ... "
(Бездельник)

"... Нам за честность могут простить практи-чески все:
и, скажем, недостаточно профессиональную игру,
и даже недостаточно профессиональные стихи. (...)
Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают..."

Мне, как автору, эти строчки показались значительнее всего. Конечно, эти слова не единственные, которые по-праву можно считать гениальными. Но мне кажется, Его любили и ценили именно за то, что Виктор Цой всегда был честен и всегда оставался только самим сабой.
Можно сейчас, конечно, начать пространные рассуждения о феномене Цоя, но мне думается, что самом Виктору было бы это ... неприятно... Не зря же столько людей отзывалось о Нем как о необычайно скромном человеке. Да и кто дал мне право судить Его, почти никогда не судившего других. Лучше предоставим это людям, имеющим большие основания, чтобы высказывать свои суждения или воспоминания о Викторе Цое.

Виктор Цой родился 21 июня, 1962г, в Петербурге. Мать, преподаватель физкультуры, и отец, инженер, по-видимому, не играли большой роли в жизни Виктора, во всяком случае, упоминания о них встречаются редко.

Как родители относятся к вашей работе?
- Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так считали не всегда.
- А они бывают на ваших концертах?
- По-моему, были один или два раза.

[Интервью газете "Советская молодежь"]

Виктор, с чего началось ваше увлечение музыкой?
Конечно, с гитары. Я не избег общей участи мальчишек моего возраста, охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом. Мне было четырнадцть лет, и занимался я тогда в художественном училище, но постепенно, как ни странно, бесперспективное занятие рок-музыкой взяло верх. Я бросил свои живописные начинания и стал писать песни. Мечтал собрать музыкантов и создать группу. В1982 году руководитель "Аквариума" Борис Гребенщиков послушал мои песни, они ему понравились, и он помог записать первый магнитофонный альбом, который очень быстро из рук в руки разошелся по всей стране.

[Интервью бюллетеню "Новый фильм"]

... Лет десять назад в Ленинграде появились панки. Было их немного, десятка три, но энергии и шума хватило, чтобы "колыбель революции"содрогнулась. Одеты они были вызывающе, вели себя непристойно, дрались и скандалили, пели про неаппетитное (панк-рок!): про помойки, дохлых гадов и про то, что "в злобе приятненько жить". Клички имели соответствующие: Пиночет, Свинья, Осел. Самым загадочным персонажем в тусовке был Цой (как стало ясно в последствии, это не кличка) - молчаливый, отчужденный, исполненный чувства собственного достоинства, одетый в черное ... "

[Артем Троицкий, "Советский экран"]

По многим источникам Цой питал большую привязанность к черному цвету. Это подтверждают и большинство Его фотографий. Хотя, как видно будет ниже, Его первая жена Марианна говорила, что Виктор обожал желтый...

"Поначалу мы с Витькой ходили - два таких дружка. Витя песенки сочинял, мы играли. Наверное, это и называется "был к нему ближе других". ( ... ) Густав позже меня появился, но с Витькой они тоже общий язык нашли. Музыка, конечно, объединяла."

[Юрий Каспарян]

"... Я познакомился с Виктором Цоем году в 1981-ом. Тогда мы жили рядом - у парка Победы, метрах в четырехстах друг от друга. Пожалуй, мы не были друзьями - скорее, приятелями. Мне кажется, что друзей у него вообще не было - от него всегда исходил какой-то специальный флюид одиночества. Мне очень понравились его песни. Сразу. Я тогда по юности и глупости считал себя крутой рок-звездой и мэтром. Естественно, начал давать ему советы. Кое-что рекомендовал и подправлял. Что-то из этого он принимал. Скажем, в "Бездельнике" слово "мама" - от меня. Я же познакомил его - по-моему, по его просьбе - с БГ, который, в принципе, и сделал ему всю карьеру. Цой и Рыбин заходили к нам с женой чуть ли не каждый второй день, приносили кучу сухого вина (в основном "Ркацители" дагестанского разлива по 1 руб. 70 коп.), пели новые песни, болтали, иногда оставались ночевать. Я помню, как после своей самой первой записи они в состоянии некоторой эйфории ввалились к нам в квартиру около полуночи и буквально физически принудили нас прослушать пленку... "

[Михаил Науменко лидер гр. Зоопарк]

Первой записью был альбом "45". Это был аккустический альбом, записанный на обыкновенном четырехдорожечном "Тембре"

Как собирался состав?
- Я собирал не музыкантов. Прежде всего - друзей. А как же иначе? Научиться-то играть можно. Каспарян, например, вначале мало что умел, а теперь снимает с гитары куда больше меня.

[Александр Житинский Послесловие к жизни"]

"...Последнее время Цой любил напоминать, что все это держится только на дружбе. То есть, он нас терпит только потому, что мы - друзья. ( ... ) Я сам не знаю, как к Витьке отношусь. Я и любил его, и ненавидел иногда. Это сложно, когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда, потому что он был боец настоящий..."

[Юрий Каспарян]

- Как появляются ваши песни?
- Это для меня загадка... Я не знаю... Я начинаю играть. Потом появляются какие-то слова...

[Интервью газете "Советская молодежь"]

- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.

[Интервью газете "Аргументы и факты"]

Быть может, именно поэтому Его песни так брали за душу, их писал человек, который хотел это делать по своей воле, исходя из своих чувств, а не потому, что дали наставление написать бодрую и жизнерадостную песню о том как „хорошо в стране любимой жить"

"... Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе. (...) И они подсели ко мне - Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару песен. Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращатсяс песней, а вторая была "Мои друзья". И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо. Такое со мной случалось очень редко, и эти радостные моменты в жизни я помню и ценю..."

[Гребенщиков лидер гр. Аквариум - воспоминания]

"... Я проснулась сегодня утром и увидела Виктора Цоя, стоявшего передо мной. У меня перехватило дух, и я спросила, что он здесь делает, а он ответил мне, что все это было шуткой и ничего не произошло. Вся в слезах, я села на край кровати, чтобы обнять его, но, открыв глаза, поняла, что это был сон. Виктор не вернется, и, оглядывая свою комнату, заполненную его картинами и фотографиями, я ощутила ужасную пустоту. Для многих Виктор был звездой, любимым артистом, а для меня он был самым близким другом. Я познакомилась с ним в 1984 году. Он был тогда застенчивым, замкнутым, говорил медленно, низким голосом. Что-то в нем мне сразу понравилось. Может быть то, что в отличие от многих других он не пытался со мной немедленно подружиться только потому, что я - американка... ".

[Джоанна Стингрей, "Московский комсомолец"]

У Виктора Цоя вообще было поразительное отношение к "загранице". В то время там была мода на все "русское" и многие группы поехали, хотя их там ничего не ждало, кроме плохооборудованных залов и практически полного отсутствия оплаты. Цой говорил, что не хочет быть "матрешкой", и ехать лучше уж в качестве туриста.
Виктор и "Кино" были в Швеции с одним концертом в помощь Армении, побывали в во Франции на рок-фестивале, но лишь после того, как там вышла их пластинка. И еще они были в США, где дали несколько концертов.

"...Витька меня всегда поражал. Он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании. У меня до сих пор такое чувство, будто я не знаю о нем и половины. Есть такие люди - когда с ними начинаешь знакомиться, и что-то в них приоткрывается, то ты видишь, что вообще их раньше не понимал. Общаясь с Витькой, я постоянно убеждался в таинственности его натуры..."

"...Витька был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывали те мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении все было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творчекий выброс. Во всяком случае собственно о творчестве мы не говорили никогда..."

[Александр Титов.]

"... Вообще, как мне кажется, КИНО у нас в России, пожалуй, единственная группа из тех, что я видел, которая была деиствительно группой в настоящем понимании этого слова. То есть люди, вместе делающие одно и то же дело и держащиеся эстетики того, что они делают на сцене, и в жизни. Состав был совершенно блестящий: и Капарян, и Густав - все в точку..." (...)

[Борис Гребенщиков лидер гр. Аквариум - воспоминания]

- Что ты можешь сказать о Цое? - спрашиваю я.
Юрино косноязычие тотчас начинает прогрессировать.
- М-м-м, э-э, угм - говорит Каспарян, потом принимает максимально торжественный вид и выдает:
- Я думаю, Цой уже сейчас великий человек. Но в будущем, верю, он станет еще круче.

[Феликс Аксенцев, Журнал "Родник"]

... Мне кажется, что Витя был от природы чрезвычайно умен. Он обладал врожденным вкусом и при всей своей гордости был крайне застенчив. И в творчестве, и в жизни он, как мне кажется, воплощал принцип разумной достаточности. "Все, что сверх того - все лишнее". Он минимизи-ровал выразительные средства, он минимизировал и человеческие отношения, оставляя и там, и там самое надежное и проверенное... "

[Александр Житинский - Послесловие к жизни"]

... Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал, как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в отношениях... "

[Михаил Науменко лидер гр. Зоопарк]

" ... Когда Цой мне принес"Анархию", я ему сказала: "ну ты сам-то понимаешь?.. Может пароди-ей назовем?" А он говорит: "Мне абсолютно все равно, как будут называться мои песни, даже если это будет где-то опубликовано. Главное, чтобы я их пел". (...) У него не было никогда цепляния за какую-то букву, ему важно было выйти на сцену и спеть.
На дне рождения у Борьки Виктор сам ко мне подсел и стал говорить, что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Для него как раз более значимо было то, что он в своей кочегарке кидает уголь и точно знает, что людям от этого тепло. "А песни, -сказал он, - я не могу их не петь, но я не уверен, что они кому-нибудь нужны".

[Нина Барановская]

Для Виктора было важнее всего, чтобы Его песни достигали ... какой-то цели, чтобы люди их хотели слушать. И Он всегда серьезно к этому подходил. Хотя чисто внешне, по словам многих людей казалось, что Ему это не важно, "дадут спеть - спою, нет, значит - нет." И это Его частое после концерта "Спасибо..." голосом, настолько не похожим на тот, которым Он мгновение назад пел свои песни.

"... Тогда Виктор зарабатывал на жизнь, работая кочегаром, с вечеринок уезжал до часа ночи, чтобы успеть в метро, денег на такси у него не было. Но вот пришла гласность, его стали показы-вать по телевизору, а в газетах стали писать о выдающемся рок-певце Викторе Цое. Однажды он рассказал мне, как к нему в кочегарку приезжал человек и стал орать, что ему, дескать, холодно, почему плохо топят... Виктор повернулся к нему лицом, и этот человек вдруг спросил: "Ты же Виктор Цой, известный певец. Что же ты здесь делаешь?" - "Это моя работа", - ответил Виктор. Тот человек сказал,что это просто невероятно. Я как-то спросила Виктора, почему он продолжает работать в кочегарке, и он мне ответил, что ему это нравится. Вероятно, работая, он уверенно себя чувствовал, это делало его проще и ближе к людям. Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком... "

[Джоанна Стингрей, "Московский комсомолец"]

- А как тебе его тексты?
- Они мне всегда нравились. Но вообще-то я в текстах ничего не пони-маю. Знаешь, иногда Цой показывает песню - и мне не нравится. Думаю, ну что здесь играть - три аккорда. А потом поиграю - кайф.

[Феликс Аксенцев, Журнал "Родник"]

Наверное, сейчас уже другое ощущение песен Виктора, ведь часть из них была "привязанна" к тому времени, когда они писались. И быть может, сейчас уже не все те песни, которые были признаны самыми популярными в то время, были бы так же актуальны теперь как тогда. Но, большинство из них, так сказать, "вне времени" и будут завораживать даже через 10 лет, потому что они о том, что не меняется, о жизни, о свободе, о нашем мире...

... Часто ловлю себя на том, что направляясь куда-нибудь по делам, шагая по улице, не напеваю даже, а совершенно машинально мысленно прокручиваю какой-нибудь мотив Цоя, рефрен песни, строчку из нее. "Просто хочешь ты знать...", например, или "Здравствуйте, девочки! Здравст-вуйте, мальчики!" И так далее. Под эти слова и мотивы легко шагать, легко размышлять и, я сказал бы даже, легко жить. Не потому, что в песнях Цоя полно оптимизма. Они достаточно печальны, если говорить о них в целом. Но есть там легкость и простота дыхания, есть приятие жизни такой, какова она есть, - не придуманной кем-то, не вычитанной из книг, а со всеми ее неправильностями, случайностями и изломами..."

[Александр Житинский - Послесловие к жизни"]

Виктор снимался в кино. Сначала была "Асса", о которой Цой говорил: " Соловьев ничего не смог сделать из такого благодатнейшего материала..." и в связи с которой он долго не исполнял свои песни "Перемен" и "Дальше действовать будем мы", дожидаясь выхода фильма в свет, потом была "Игла" Рашида Нугманова, где Виктор играл главную роль, роль "человека ниоткуда", как он сам сказал в одном из интервью.

- А как вы пришли в кино?
- Пригласили. Сначала в Киев на музыкальный фильм "Конец каникул". В нем учавствовала вся наша группа. Сыграл там главную роль и написал пять песен, затем появился Рашид, и была работа о ленинградском роке - фильм "Йя-хха!". Снялся также у Соловьева в "Ассе" и в фильме Алексея Учителя "Семь нот для размышлений", тоже о рок-музыке.

[Интервью бюллетеню "Новый фильм"]

... Последние годы Витя много надежд связывал с кино. Как-то еще в клубе, за кофе, у нас зашел об этом разговор. (...) Цой рассказывал, что снимается в новом фильме, у Рашида Нугманова, и там все будет по-другому, глубоко и серьезно. Но когда он мне, с трудом подбирая слова, пересказал содержание будущего фильма, я, честно говоря, подумала, что ничего серьезного там не будет.(...) Цой очень гордился своей работой в "Игле" и в какой-то момент осознал себя именно актером. Он хотел и впредь заниматься кино... "

[Нина Барановская]

- А как ты сейчас относишься к тому, что о тебе пишут, показывают по телевидению? Ты как-то говорил, что у тебя мечта попасть на телевидение.
- Я соврал
- Ты часто врешь?
- Очень часто. Почти всегда, честно говоря.

[Интервью газете "Ленинская смена"]

... А Цой читал все письма, адресованные ему. Не знаю, что это доказывает. Он серьезно к этому относился. Очень ответственный человек был... "

[Юрий Каспарян]

... Он чувствовал ответственность за свою первую жену Марианну, их сына Сашу, а также за Наташу и ее ребенка, не говоря уже о своей аудитории, к которой была обращена его музыка. Он сказал мне тогда, что ему приятно чувство ответственности, оно заставляет активно жить. Он очень любил Наташу, и за те три года, что они провели вместе, они были неразлучны. Мне кажется, что большую часть жизни Виктор чувствовал себя одиноким, но с Наташей он нашел себя...

... В 1989 году мы часто летали в Ленинград по делам, Виктор в то время уже окончательно обосновался в Москве вместе с Наташей, и возвращались мы из Ленинграда с мешками, полными писем. Мы садились в конце самолета и читали их. Виктор старался читать все письма, они очень много для него значили, он понимал, что ему выпала особая миссия в жизни. (...) Тогда, в самолете, он сказал мне, что добился всего, чего хотел в жизни, что он счастлив ..."

[Джоанна Стингрей, "Московский комсомолец"]

- Вы довольны своей жизнью?
- Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью...С другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и бросал уголь в печь, я был доволен жизнью. И сейчас тоже.

[Интервью газете "Советская молодежь"]

- Вы можете что-нибудь пожелать слушателям? - зачем-то спрашиваю я и тут же понимаю, что задал глупый вопрос.
- Не знаю, - говорит Виктор, - не знаю. Ну что им пожелать? Ничего, наверное.

[Феликс Аксенцев, Журнал "Родник"]

" ... 24 июня 1990 года состоялся последний концерт группы "Кино" на стадионе в Лужниках в Москве. Я тоже принимала в нем участие, и после своего выступления я сказала Виктору, что устала и поеду домой, но он попросил меня остаться, сказав, что сегодняшнее выступление"Кино" будет особенным. Вспоминая об этом, я ему очень благодарна, так как их выступление было действительно особенным: 62 тысячи человек приветствовали "Кино" и стоя пели вместе с ним. Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.(...) После концерта я попрощалась с Виктором, потому что на следующий день я улетала в Штаты. Мы сжали друг другу руки.(...). Он обнял меня, поцеловал и сказал: "До встречи в сентябре". В тот день, 24 июня 1990 года, я видела Виктора в последний раз... "

[Джоанна Стингрей, "Московский комсомолец"]

... Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35-м километре трассы Слока-Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р.Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал...В.Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления". Строки милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы сухо констатировали факты. Для людей, далеких от рок-культуры, они означали очередную жертву так называемого ДТП (дорожно-транспортного происшествия), каких на наших дорогах ежедневно случается немало. Но для тысяч других они несли нечто другое, а именно - Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы, больше нет в живых. Ему было 28 лет почти 10 из них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от кочегара, все вободное время выступающего в небольших клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников... "

[Н.Солдатенков, "АиФ"]

Страшнее всего, что Его смерть произошла так банально, так несправедливо, так глупо даже... Он не искал смерти, Его первая жена Марьяна говорила что" Виктор всегда шел по жизни на мягких кошачих лапах". Мне кажется, это одна из величайших ошибок судьбы. Бессмысленно сейчас обсуждать Его жизнь, песни или поступки... Виктор ушел, ушел навсегда, оставив в наших сердцах неизгладимый след этой необыкновенной любви к себе.

"... В день похорон мы с мужем везде искали розы. (...) Потом Марьяна сказала, что розы были единственными цветами, которые любил Цой. А сама она все утро искала желтые цветы. Я спросила, почему именно желтые? Оказалось, что у Вити было совершенно фантастическое пристрастие к желтому цвету. Марьяна сказала, что на Востоке - это символ вечности, и Цой очень любил желтые свитера, шарфики, цветы, все что угодно.

Много позже он мне приснился. Будто какая-то компания сидит, и Цой пришел. Я к нему стала приставать с вопросами: как там? А он сидел молча и только улыбался как-то очень светло. И был он такой, каким навсегда остался в моей памяти: в длинном черном пальто, в желтом свитере, который ему Марьяна связала, черных штанах и желтом шарфике...

[Нина Барановская]

... Виктор Цой прожил счастливую и яркую жизнь, в которой были безвестье и слава, бедность и богатство, одиночество, семья, любовь. Единственное несчастье его жизни в том, что она ока-залась так непоправимо коротка. Но он успел посадить дерево и спел об этом, он успел написать книгу своих песен, он успел родить сына. Как говорят на Востоке, этих трех условий достаточно, чтобы человек не зря прожил свою жизнь... "

[Александр Житинский - Послесловие к жизни"]

" ... Эти печальные дни тянутся медленно для меня, и все время пытаюсь найти ответ на вопрос - почему? Почему именно он? И единственное, во что мне остается верить, - так это то, что на то была Божья воля, что такова его судьба... "

[Джоанна Стингрей, "Московский комсомолец"]

А жизнь - только слово,
Есть лишь любовь, и есть смерть.
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...
(Легенда)

:: состав группы Виктор Цой ::


:: дискография группы Виктор Цой ::


45
46
Начальник Камчатки
М. Науменко и В. Цой 12-13 января 1985 г.
Это не любовь
Концерт в рок-клубе
Последний герой
Ночь
Группа крови
Звезда по имени Солнце
Черный альбом
Неизвестные песни
Постоянный адрес статьи: http://rok.kulichki.net/groups/tzoy/print.html/source.html

Copyright © 1998-2001 Захар Чернов
Лого © 2001 Александр Самакин