ROCK@RU: русский рок и непопса

Интервью Виктора Цоя газете "Аргументы и факты"

AIF: Виктор, с какого времени существует группа?

ВЦ: Все, собственно, началось в 1982 году, когда появился первый так называемый альбом песен. Ну, тогда группы как таковой не было, я практически выступал как автор-испольнитель, помогали друзья-музыканты из "Аквариума" и других групп.

AIF: А на каких правах сегодня выступает группа?

ВЦ: На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок-клубу, там прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на выступления.

AIF: Не тормозит ли такое положение творчество?

ВЦ: Нет, наоборот, мы сейчас практически можем играть столько, сколько хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра не может быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все есче где-то работаем. Я, например, в котельной кочегаром.

AIF: А где репетирует группа "Кино"?

ВЦ: Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы, нет своей аппараруры, только инструменты - и все. Безусловно, это может быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отражается на качестве. Если бы у нас были помещения, аппаратура, оператор, тогда можно работать уже со звуком. А так пока слушателю приходится самому додумывать, как это должно бы, в принципе, звучать.

AIF: Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка, а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы "Поп- механика" Сергей Курехин. А какова ваша точка зрения?

ВЦ: Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что тексты доминируют над музыкой. И это, в пронципе, единственнщй путь для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей техники мы не можем конкурировать с западными музыкантами, которые имеют возможность записываться в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную. Самодеятельные музыканты просто не в состоянии приобрести всю эту технику, инструменты, ведь это очень дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже с отечественными профессиональными группами. А если бы у нас еще тексты были слабые, то нас бы просто никто не слушал.

AIF: Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.

ВЦ: Вероятно, это произходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически всЈ: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.

AIF: А не получается так, что исполнитель считает себя честным, а на деле...

ВЦ: Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею,-просто не верят.

AIF: Почему рок-музыка до сих пор встречает сопротивление?

ВЦ: Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и "пусть это не лучше, что есть, но зато всЈ будет спокойно". И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под средний общий уровень, включается в давно отработанную систему.

AIF: Когда говорят об увлечении нашей молодежи рок-музыкой, почти всегда на поминают о том, что она пришла к нам с Запада...

ВЦ: C Запада пришла лишь форма: електрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по- настоящему живая музыкальная форма, и еще - это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.

AIF: В ваших песнях чувствуется какая-то неустроенность человека. А если для вас создать условия во всех отношениях идеальные, что будет тогда? О чем будете петь?

ВЦ: Трудно сказать. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что при помощи материальных благ можно как-то усыпить деиствительно талантливого человека. Конечно, ему будет уже труднее, как труднее понять друг друга, допустим, неустроенному и тому, кто уже достаточное время живет в полном комфорте. И последний вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.

AIF: А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?

ВЦ: Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело,- я не могу писать песню.

AIF: Получается, что надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", хотя не испытали ужасов войны?

ВЦ: Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути, серьезно никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.

AIF: Может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?

ВЦ: В принципе, рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях.

Постоянный адрес статьи: http://rok.kulichki.net/groups/tzoy/source/aif.html

Copyright © 1998-2001 Захар Чернов
Лого © 2001 Александр Самакин