ROCK@RU: русский рок и непопса
Джефф: все сбудется, но только без меня
Нет распада как такового! "Краденое Солнце" было прекрасной кузницей талантов. Оттуда вышло очень много хороших музыкантов, они теперь работают в джазовых коллективах, играют в клубах, где-то еще. Много, скажем так, не популярных, но очень хороших артистов так играло. Я - один из них. Я ушел. Настало время, и мне пришлось уйти, вот и все. А там остались очень хорошие и талантливые ребята, и у них все получится.

Группа "Краденое Солнце" приютила в свое время свободного вокалиста Джеффа лишь с одним условием - не петь своих песен. Это было жестоко, но Джефф добросовестно и артистично вживался в образ трогательных абсурдных персонажей, словно сошедших со страниц детских книжек Даниила Хармса.

Теперь Джефф один. Такова участь пессимистичного по своей сути творца, рискнувшего все-таки обнародовать полные щемящей безысходности песни. Безликое слово "фронтмэн", синонимичное понятию "декорация", утратило свою актуальность, но былые соратники Джеффа так и не смогли смириться, что он стал чем-то большим.

Сейчас он дает квартирные концерты, демонстрируя недюжинный потенциал. Новые вещи ("Моряк", "Девочки и мальчики", "Аэрофобия" ) вполне способны повторить успех триумфального "Ядовитого паучка" - единственной песни Джеффа, затесавшейся в репертуар раннего "КС". В антракте одного из таких выступлений удается взять интервью. Джефф оказывается обстоятельным, немного нервным, но бесконечно располагающим к себе собеседником.

Распишем партитуры

- Джефф, почему все-таки распалось "Краденое Солнце"?

- Оно не распалось, оно до сих пор существует.

- В каком виде?

- Без меня теперь. "Будет все, все сбудется, но только без меня" (Джефф цитирует собственную песню "Я умер сам" - Д.С.)

- Расскажи о своих теперешних проектах?

- Я ушел из "Краденого Солнца", чтобы заниматься немножечко другой музыкой. Сейчас пытаюсь ей заниматься.

- А с какими музыкантами?

- С известными, скажем так. Не могу на сегодняшний день сказать, чтоб не сглазить.

- А существует какая-то официальная версия распада "КС"?

- Нет распада как такового! "Краденое Солнце" было прекрасной кузницей талантов. Оттуда вышло очень много хороших музыкантов, они теперь работают в джазовых коллективах, играют в клубах, где-то еще. Много, скажем так, не популярных, но очень хороших артистов так играло. Я - один из них. Я ушел. Настало время, и мне пришлось уйти, вот и все. А там остались очень хорошие и талантливые ребята, и у них все получится.

- Не жалко, что после вершинного альбома "Маджента" вдруг все кончилось?

- Ты считаешь, что это - вершина?

- Да, безусловно.

- Спасибо тебе большое за то, что считаешь это нашей вершиной. Мы очень долго спорили с музыкантами группы "Краденое Солнце" о том, вершина ли это, или, наоборот - падение, самая низшая точка нашего творчества. В конечном итоге наши мнения разделились. Кто-то сказал, что "Маджента" - это все, полный пиздец, а кто-то говорил, наоборот - хороший альбом. Этот альбом вызывал у нас, внутри группы неоднозначные реакции. Публике нравится, ничего не могу поделать.

- А лично ты как считаешь?

- Это плохо записанный альбом. Песни хорошие, но записаны плохо.

- Неужели ни одна песня не устраивает?

- Как записано - ни одна.

- А то, что получилось оптимальное сочетание панк-рока и симфонического оркестра - это тебя не радует?

- Ты даже не знаешь, что я хотел сделать! (с жаром) Я хотел писать альбом ЦЕЛИКОМ с симфоническим оркестром. По-панковски, целиком! Действительно, я думал, что после "Мадженты" будет такой панковский альбом, ни одному из музыкантов "КС" не придется сыграть ни ноты - будет играть симфонический оркестр. Я собирался сделать так, что мы распишем партитуры - нотные листы раздадим музыкантам. Оркестр сыграет, а мы споем и, грубо говоря, спляшем. Блин, ну мне просто не хватило времени, чтобы довести это до конца. Может быть, мне когда-нибудь повезет, и я смогу поработать с симфоническим оркестром так, как это делает Джонни Ротен, как это делает "Металлика". Я все равно хочу к этому вернуться.

- Неужели ты не доволен тем, как это у вас уже получилось? Ведь, например, в "Я умер сам" все эти скрипки, виолончели звучат, по-моему, более чем...

- Слабенько звучат.

- В "Антимузыке" тоже живые симфонические инструменты?

- Тоже.

- А кусочек репетиции симфонического оркестра, задействованный в качестве скрытого трека, какое значение имеет?

- А это были приглашенные музыканты, мы им заплатили деньги за то, что они придут, потратят день, два или три на то, чтобы с нами поиграть. Это профессиональные музыканты, классические. И когда мы отдали им определенную сумму, они сказали: "Мы рассчитывали на большее!" Они так опечалились, что начали как-то себя успокаивать, разговаривать про салатики. Просто в запись не попал разговор вроде: "А что это такое? А что вы нам даете? Мы хотели в два раза больше!" Мы не успели просто вовремя нажать кнопку записи и попали только салатики, а до этого был разговор про бабки. Кстати, не только салатики попали, оливковое масло тоже... Да, "масло", (полным едкого сарказма голосом) "маслице".

Когда она уходила, я надевал ее чулки...

- Джефф, а можешь рассказать предысторию песни "Зеркальце"? По-моему, это одна из лучших песен...

- Эта песня посвящается моей любимой девушке. Ее зовут... Матильда (откровенно стебется). Вот Матильде и посвящается эта песенка. Ради нее... Почему обращение там от мужского лица к мужскому лицу, как будто гомосексуальная песня, двусмысленно? Это потому, что женщина для меня, прежде всего, друг, а потом - половой партнер. То есть, сначала надо подружиться, а потом (многозначительный свист).

- А символика зеркальца, она как-то из Серебряного Века идет? Ты говорил, что ориентируешься на ту эпоху?

- Я большой поклонник Серебряного Века. Гумилев, Ахматова... Гумилев, конечно, в первую очередь. Акмеист! Это человек, который до буквы выверял строчку...

- И тебе это близко?

- Мне не то, что близко - я так песни пишу, как он пытался.

- На какие конкретно песни это повлияло?

- На "Зеркальце", в частности... Попытайся переписать тексты моих песен на бумагу. Ты не найдешь ни одной ритмической ошибки. Тексты моих песен легко читаются с листа. Там нет ошибок. Я очень требовательный, я очень тонкая натура.

- Слушай, а если тебе предложат издать свои произведения, у тебя есть рукописи, которые ты мог бы предоставить? Просто я слышал, что ты - ленивый человек, не предоставляющий рукописи, например, для сайта*...

- Могу предоставить и рукописи, и ногописи, и даже пиписи.

Еще по поводу "Зеркальца". "Ношу твои чулки и туфельки-копытца" - это что за образ такой? Это обобщенный образ моды на транссексуальность в современной культуре?

- Арина... Девочка, с которой я жил много лет, носила туфельки и называла их "копытцами". Когда она уходила, я надевал ее чулки. Вот и вся разгадка.

- То есть это твой личный образ?

- Ну да, это моя личная жизнь. И песню я написал для этой девушки. Но она все равно не оценила.

- Почему?

- А... (с досадой) она вообще не любит эту всю байду. Попсню эту.

- Я бы так не выражался... КС - это, по-моему одна из таких групп, которые...

- Да я же больше не КС!

- Тем более. Я думаю, ты дальше пошел, потому что потенциал у тебя, по-моему, ого-го!

- В следующий раз приедет "Краденое Солнце", и они сыграют, действительно, "ого-го". А я так, на разведку приехал.

- Ну-у! У меня, например, "Краденое Солнце" только с тобой ассоциируется.

- Приятно, приятно. Спасибо...

Я делаю антимузыку

- А что значит твое цитирование "Текилыджазза" в "Антимузыке"?

- Мой любимый поэт и музыкант - Женя Федоров.

- Да ты что?! И мой тоже. А какой смысл эта цитация имеет в контексте композиции?

- Ну, не знаю... "Антимузыка"-то? Потому что все занимаются музыкой, а у меня музыка не выходит, не получается. Я делаю какое-то подобие не музыки, а антимузыки. Вот и все.

- То есть ты себя так противопоставляешь тому же самому Жене Федорову?

- Ты что, с ума сошел?! Я не противопоставляю, я просто не умею делать музыку, я делаю антимузыку. Я не умею нормальную музыку делать. У меня просто не получается, я не знаю нот...

- Однако! А из современной музыки тебе что нравится?

- Ну, наверное, уже ничего не нравится.

- А "Сказка" "Пилота" на тебя произвела впечатление?

- До "Пилота" я записал сказку более умную с Шевчуком и с тем же самым "АукцЫоном". Я лучше сделал. Или ты так не считаешь? Хотя я Черта люблю. Он хороший парень. Хороший артист. Но "Сказка" у меня лучше вышла.

- Слушай, а КС никогда на шоу-бизнес не ориентировалось сознательно?

- Я прошу, я умоляю тебя! Я к КС не имею больше никакого отношения.

- Ну ладно, тогда скажи хотя бы: графический значок "анархии" на логотипе КС - это чья идея?

- Это моя идея. Я пытался продвигать внутри группы идеи анархии.

- Не могу не спросить про "Кинопробы". Как КС там оказались?

- Я очень стремился попасть в этот проект, и я приложил для этого все усилия. В конце концов, у меня это получилось.

- Выбор песни, "Бездельник" Цоя, чем обусловлен. Это близко лично ТЕБЕ?

- Нет-нет! Важнее было показать мое понимание Цоя. Изначально же мы хотели исполнять "Маму-анархию", но нас опередили "Король и Шут". В конце концов, она вообще досталась "Наиву".

- Да, я помню, как в сентябре 2000-го впервые услышал на одном из фестивалей "Маму-анархию" в исполнении КС. Я был восхищен и доселе считаю эту, увы, не вошедшую в трибьют версию наиболее мудрой. Создать пародию, притом не на Цоя, а на тех, кто рискнул его перепевать... Когда ты издевательским тоном поешь в ней вставку из "Электрички": "Мне, наверное, надо пойти к врачу - Электричка везет меня туда, куда я не хочу" - значит ли это, что у участников "Кинопроб", по твоему мнению, не все в порядке с головой?

- Ну вот, ты сам все прекрасно понимаешь. Зачем же тогда вопросы задаешь?!

беседу вел: Денис Ступников
29 сентября 2001 года
.

________
* в настоящий момент известный нам сайт "Краденого Солнца" (ks.spb.ru) временно закрыт, поскольку готовится к реинкарнации в официальный сайт Джеффа.

* Фото: А.Федечко-Мацкевич

Постоянный адрес статьи: http://rok.kulichki.net/interviews/djeff.html

Copyright © 1998-2001 Захар Чернов
Лого © 2001 Александр Самакин