ROCK@RU: русский рок и непопса
Алиса "...Танцевать"
В последнее время новостные сообщения пестрели заголовками: "Алиса приглашает танцевать", "Танцы с Алисой". Непосвященные могли бы подумать, что речь идет о новой звезде танцевальной культуры. Более продвинутые, но недалекие могли бы подумать, что "последний оплот рок-культуры" окончательно сдался попсе. А ведь всего лишь обыгрывалось название альбома, и одноименной песни. Песни, ради которой, похоже, и был записан этот альбом. Песня написанная, страшно сказать, в 1986-м году.
Купили (или собираетесь это сделать) новый альбом "Алисы"? Да! Долгожданный? Да! Новый материал? Да, то есть, нет, то есть... Спокойно, не лезьте в карманы в поисках чека (вы ведь все равно его не взяли) и не спешите бить физиономию продавцу - вас не обманули. Хотя пытались! Когда в конце лета появился в продаже альбом "Таким, как вы и таким, как я", многие удивились: "Что это за хрень я прикупил в обертке с притягивающим словом "Алиса"?". А были это всего лишь нарезки из демо-версий нового альбома, который вы держите в руках (или только собираетесь это сделать).

В последнее время новостные сообщения пестрели заголовками: "Алиса приглашает танцевать", "Танцы с Алисой". Непосвященные могли бы подумать, что речь идет о новой звезде танцевальной культуры. Более продвинутые, но недалекие могли бы подумать, что "последний оплот рок-культуры" окончательно сдался попсе. А ведь всего лишь обыгрывалось название альбома, и одноименной песни. Песни, ради которой, похоже, и был записан этот альбом. Песня написанная, страшно сказать, в 1986-м году.

В книге Нины Барановской "По дороге в рай", в интервью автор задала Константину Кинчеву вопрос: "Почему часто исполняемая на концертах "Танцевать" еще не записана ни на одном альбоме?" На это он ответил (дословно не привожу - так как не имею под рукой источник), что хочется записать эту песню по особенному, что мол, не пришло еще время. Странно, но "время не пришло" и во время записи "Джаза". А может быть, Константин Евгеньевич понял, что у него на полке лежит еще много старых, но достойных вещей. И может быть, в очередной раз отправил ее (песню) в "запасник" чтобы лишний раз иметь повод взять передышку от выпуска номерных "концептуальных" альбомов и снова выдать нечто иное. Если уж не диаметрально противоположное, то хотя бы отличное (в смысле другое). И вот - время пришло!

Итак, "...Танцевать" это "Джаз номер два"? Не совсем так, хотя явные параллели можно провести. И в этом нет ничего зазорного, как нет и ничего новаторского - например, "Чайф" уже давно и успешно эксплуатируют подобную позицию в своих "Оранжевых настроениях", и собираются продолжать и дальше. Прежде всего, новый альбом "Алисы" и их же "Джаз" роднит то, что за основу взяты старые песни, не записанные ранее. Это как "первые дети", немного подзабытые, но наконец-то получившие обновки. Сегодня они звучат немного наивно ("Где твой билет?"1982-го года и "Доброе утро" 85-го), но заметно, что отношение к ним нежное. Поэтому эпиграф ко всему альбому относится скорее не к тому, ЧТО сказал Цой, а к тому времени, КОГДА он это сказал.

Второй объединяющий фактор это звучание - здесь нет жестких гитар и рваных ритмов, но есть и выведена на первый план именно мелодичность, столь присущие "Алисе" ("Знаки" и "Горизонт" - 84-го). Нет здесь и заигрывания с новомодными компьютерными технологиями, зато есть приглашенная духовая секция. Наиболее "тяжелые и навороченные" в альбоме "Каждую ночь" и "Понедельник" (здесь даже можно услышать легкие скретчи) все равно не дотягивают до жесткого саунда среднестатистического альбома "Алисы" последних времен. Песня "Посторонний" и по времени написания и по манере исполнения вообще очень близка к первому альбому "Энергия".

В альбоме есть две новые вещи, которые легко угадываются среди остальных и отличаются тем, что так присуще нынешней лирике Кинчева. Нет, речь не о православии, эта тема даже не затрагивается на альбоме. Речь о том, как он "плетет" свою вязь, мягкую обволакивающую сеть стиха. Слушая "Веретено" и "Бродячий цирк", и на слух, пытаясь перевести это в письменный вид, вряд ли сможешь правильно расставить знаки препинания и ударения.

И, наконец, о двух, наверное, самых главных песнях на этом альбоме. "Мы держим путь в сторону леса" была написана в 1984-м году как обращение к БГ. Отвечая недавно на вопрос об отношениях между ними, Кинчев сказал: "Все по-прежнему - я в восхищении!". И как в подтверждение сказанного песня записана в классическом (для кого понятно) стиле - ритм-н-блюза (ради Бога, только не путайте с R&B). А вот "Танцевать"... Ну что же, она теперь записана, и хочется надеяться, что Кинчев доволен ее нынешним звучанием. Хотя, если бы кто-то из продюссеров выпускающей компании мог бы вмешаться в процесс создания альбома, то были бы обязаны указать на то, что этой песне просто необходим ремикс! Это шанс для новомодных ди-джеев и ремикшеров сделать отличную вещь на базе превосходного материала. Только не выкидывать слова - потому что именно они и требуют действительно жесткой-кислотной обработки.

Так много слов, но поверьте, альбом того стоит. Это подтверждает уже состоявшийся успех "Веретена" обрушивающегося на нас из радио-эфира. Это подтвердит и следующий потенциальный хит (на "Нашем радио" уже стартовал "Мы держим путь..."). Не стоит этого ждать, просто надо купить этот альбом. Или вы только собираетесь это сделать?

Фауст
(rock@rambler.ru)

Постоянный адрес статьи: http://rok.kulichki.net/reviews/faust/aalisa_dance.html

Copyright © 1998-2001 Захар Чернов
Лого © 2001 Александр Самакин